Оборудование, снаряжение и уникальные особенности хода боя в «Тактическом коридоре» являются объектом заявки на изобретение 2020140914, 11.12.2020 (Приоритет PCT: RU) «Спортивно-тренировочный комплекс для подготовки единоборцев к рукопашному бою профессионального назначения «Тактический коридор» … и способ его использования (варианты)». |
УВЕДОМЛЕНИЕ ФИПС О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ ФОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. |
По поводу того, что уникальная постановка задач в дисциплине профбоя «Прорыв» заставляет лезть в голову опытных спортсменов и «копаться в настройках» шаблона их поведения, отлаженного под все существующие до «эры Прорыва» контактные единоборства, мной уже достаточно было сказано в предыдущих публикациях. Однако опыт учебных поединков и боёв на соревнованиях по «Прорыву» показал: для того, чтобы привести рисунок боя и сам ход соревнований в соответствие картинке, которые наложатся на задуманное и начнут, наконец, совпадать, нам, «застрельщикам», самим нужна серьёзная работа над ошибками.
Для начала, нужно признать, что в первых версиях Правил соревнований по «Прорыву» выявлялись критические недосказанности, а на том, что тактическая, техническая и психологическая подготовка спортсменов до сих пор не дотягивают до уровня минимально необходимого для эффективной реализации в «Прорыве» сказывается дефицит тренерских кадров, основательно знающих все аспекты рукопашного боя.
Приобретённый на сегодняшний день опыт, позволил Правилам прогрессировать, найти новые решения, удерживающие тактику в русле, заданном идеей «Прорыва», — ввести дополнительные ограничения, включить новые, рекомендованные к использованию, и «убрать лишние» техники.
Появление этой статьи продиктовано необходимостью дать разъяснения, которые помогут не просто разобраться в нововведениях и обоснуют их появление, но и необходимостью в свежем материале, полезном для дальнейшего, более глубокого погружения в тему. Этот материал призван вооружить тренерско-инструкторский состав Федерации Профбоя России свежими данными, необходимыми для совершенствования методик подготовки спортсменов, а спортивных судей — ответами на вопросы, чаще всего вызывавшие споры.
О «белых пятнах» Правил соревнований
Правила соревнований по «Прорыву» должны чётко и в полной мере обеспечивать возможность спортсменам действовать, соблюдая основные условия: «В ходе соревнований участники, двигаясь навстречу, одновременно пытаются пройти по «Тактическому коридору», атакуя и контратакуя друг друга с целью преодоления, нейтрализации сопротивления соперника, имея конечную цель: выйти за границу «Тактического коридора» через «рубеж прорыва» соперника (совершить прорыв) за наименьшее время. При этом, свой «рубеж прорыва» боеспособный участник соревнований не вправе оставлять без защиты...».
Над Правилами «Прорыва» проведена большая работа. Ещё недавно казалось, в общих чертах, всё предусмотрено, и только осталось увидеть живое воплощение задуманного. Но соревновательная практика, наработанная на сегодняшний день, обнажила ряд ошибок, которые лично мне сложно было заранее просчитать и предусмотреть, изначально обратить на них внимание энтузиастов дисциплины.
И так, для тех, кто ждал ответов, излагаю общую «боль».
«Белые пятна» предыдущей версии Правил, которые «ставили в тупик» всех: и спортсменов и их тренеров, и спортивных судей, и зрителей:
1. Удержание.
Этот элемент оказался явным атавизмом. Речь, даже, не о снижении мобильности участников соревнований в «Тактическом коридоре», хотя, это — главное, что не сочетает удержание с задачей спортсмена совершить прорыв. При отсутствии оценок за отдельные технические действия он становился для спортсменов настоящим «патом» и требовал судейского вмешательства, оснований которому по условиям соревнований в «Прорыве» не было и нет. В «Прорыве» этот приём оказался лишним.
Решение проблемы. В новой версии Правил в п.п. 8.2. он исключен из числа разрешённых действий и «криминализируется» разделом «Запрещённые действия» - в п.п. 9.12. удержание признаётся «Сознательным снижением мобильности», за которое предусматривается штраф 5 секунд, арбитром назначается повторный бой.
2. Действия, когда спортсмен цепляется за одежду, защитную экипировку или за конечности соперника, завершающего прорыв, без цели выполнения приёма.
В п.п. 5.1.3. Правил сказано: «Участник вправе прервать бой и выйти через «рубеж прорыва» соперника, и ему будет засчитана победа в соревновании, если соперник, находясь на своей территории (между своей «стартовой позицией» и своим «рубежом прорыва», не может защитить свой «рубеж прорыва» и предотвратить прорыв, а также в случае, когда в центральном секторе «Тактического коридора» (между разметкой «стартовых позиций») соперник упал в результате приёма участника и находится в положении «лёжа» (т.е. коснулся тазом, корпусом настила рабочей площадки), а участник свободно вышел в сектор соперника, либо участник вышел из борьбы в партере (из положения «лёжа») в положение «стоя» и активно атакует соперника, оставшегося в положении «лёжа» на спине».
Здесь, как раз, речь идёт о ситуациях, когда участник вправе выйти через «рубеж прорыва» соперника, не нанеся ему в «Тактическом коридоре» поражение по небоеспособности, болевым или удушающим приёмом.
Когда такие случаи возникают, а происходит это регулярно, проигрывающий, не имеющий перспективы приёмом остановить прорыв соперника, начинает задерживать его, цепляясь изо всех сил за всё, за что успевает схватить. Часто, когда оба спортсмена находятся в положении стоя, сдающий свой сектор и тем самым открывающий свой «рубеж прорыва», зацепляется за форму, защитную экипировку, или, находящийся в положении лёжа, держит соперника, находящегося в положении стоя, за ногу, не давая ему завершить прорыв. Когда один, словно раненый, медленно движется к «рубежу прорыва», а другой волочится за ним, держась руками за его ногу, это, безусловно, не эстетично, да и разрушает саму идеологию «Прорыва», основная цель которого - подготовка к практическому применению полученных на тренировках знаний и умений, позволяющих преодолевать противника как препятствие.
Решение проблемы. Теперь такие действия отнесены к разряду запрещённых. Причём, нельзя не только сдерживать прорыв, цепляясь. Отныне, будут подвергаться санкциям и те, кто пытается освободиться, оторваться от «зацеперов» без приёма.
Так, п.п. 9.13. Правил запрещается «сдерживать соперника, препятствуя его продвижению по «Тактическому коридору» и совершению им прорыва, выполняя захваты за одежду, конечности и/или корпус без цели выполнения приёма (предусматривается предупреждение)»; запрещается «освобождаться без приёма от захватов соперника за одежду, конечности и/или корпус (вырываться), если соперник сдерживает продвижение по «Тактическому коридору» и совершение прорыва, выполняя захваты за одежду, конечности и/или корпус без цели выполнения приёма (обоим участникам выносится предупреждение, назначается повторный бой; за повторное аналогичное нарушение оба участника дисквалифицируются). Как видно, предусмотрены меры жёсткие, но это, считаю, вполне обосновано.
Со стороны тренеров звучали вопросы: что именно можно делать, если спортсмен в стойке «отрывается» от лежащего и цепляющегося соперника?
В каких-то случаях оправдано применение приёмов жесткого освобождения от захватов, в том числе, с помощью ударов, разрешённых Правилами «Прорыва». Однако это может отнять драгоценные секунды. Время, как известно, является зачётным показателем в дисциплине. В соревнованиях по игровой формуле 2Х2 подобная ситуация так же возможна, а там любое замедление может повлиять на исход боя. Поэтому, от себя могу рекомендовать кувырок, лучше, длинный кувырок вперёд в сторону «рубежа прорыва». Так, цепляющийся вряд ли сможет удержать соперника. Кувырок, в данном контексте, вполне, можно считать приёмом.
Специфическое нарушений Правил, присущее только «Прорыву», породило специфический приём, который можно и нужно отрабатывать на тренировках, с тем, чтобы он был эффективен на соревнованиях.
3. Ещё одна проблема, решённая новой версией Правил - отношение к толчкам.
Когда Правилами допускается возможность выйти через «рубеж прорыва» соперника, не нанеся ему поражение в пределах «Тактического коридора», подразумевается примерно следующее. Допустим, атакуя со своей «стартовой позиции», боец быстро «в одно движение» выполняет точный и качественный удар кулаком в подбородок соперника и тот падает. Возникло ли у лежащего или сидящего соперника состояние небоеспособности или тот остался в сознании, но на мгновение утратил способность защищать свой «рубеж прорыва», бойцу выяснять некогда. Перед ним стоит задача как можно быстрее преодолеть «рубеж прорыва». Увидел открытую границу, мгновенно пересёк. Задача выполнена. «Разбор полётов» - после.
Недосказанность в Правилах проявилась в том, что в некоторых из первых, причём, самых скоротечных поединках, участники приём заменяли толчком и побеждали. При формальном прочтении Правил это был «чистый прорыв». Действие было? Было. Качество действия с точки зрения ущерба боеспособности противника, оставляемого за спиной, какое? Никакое. Практическая ценность толчка в бою равноценных и находящихся в одинаковых условиях противников может возникать, если он выполняется для того, чтобы «убрать» противника с дороги, но обязательно в связке с результативным, поражающим или шокирующим приёмом. Например, точный удар в солнечное сплетение, толчок соперника с целью выведения его из равновесия и в сторону от «рубежа прорыва». Почему в сторону? Хотя бы для того, чтобы не споткнуться и не упасть вместе с ним во время своего движения к «рубежу прорыва».
В последнюю редакцию Правил толчки вошли в раздел «Разрешённые действия». В п.п. 8.3. сказано: «Толчок выполняется одновременно ладонями двух рук или плечом. Толкать соперника можно только на его территории (между «стартовой позицией» соперника и «рубежом прорыва» соперника), только с целью сбить его с ног (уронить). Каждый толчок выполняется после предварительного результативного приёма и только с целью завершить «прорыв». Толкать соперника в сторону его «рубежа прорыва» или через его «рубеж прорыва» запрещено. Толкать соперника можно только упором в плечо или в корпус».
Видно, что теперь применение толков узаконено, но строго ограничено. Соблюдению участниками этих ограничений призвано способствовать появление в разделе «Запрещённые действия» в п.п. 9.13. Правил сразу нескольких запретов: «толкать соперника на своей территории (между своими «стартовой позицией» и «рубежом прорыва») и в центре «Тактического коридора» (предупреждение, повторный бой); толкать соперника без предварительного результативного приёма (после приёма не может быть выполнено больше одного толчка) и без цели сбить его с ног, уронить (предупреждение, повторный бой); толкать соперника без цели завершить «прорыв» (предупреждение, повторный бой); толкать соперника в сторону его «рубежа прорыва» или через его «рубеж прорыва» (предупреждение, повторный бой); толкать соперника упором не в плечо и не в корпус (предупреждение); толкать соперника упором в части тела, которые ... Правилами запрещены для атаки (предупреждение, повторный бой)».
Чем обоснованы санкции за толчок упором не в плечо и не в корпус, а также за толчок соперника в сторону его «рубежа прорыва» или через его «рубеж прорыва»?
Во-первых, толчок должен быть осознанным и заранее отрабатываемым приёмом (обязательно в связке), исполнение которого в ходе боя должно хорошо контролироваться спортсменами и судьями. Задача приёма: мощно, с передачей значительной инерции сместить центр тяжести противника за площадь его опоры быстрее, чем он вернёт площадь опоры под свой центр тяжести, значит вывести его из равновесия, сбить с ног. Грань между толчком и ударом может быть не большой. Поэтому, чтобы избежать разночтений в понимании приёма, толчок определён, как действие, выполняемое упором, одновременно ладонями двух рук или плечом, то есть теми частями тела, которые в условиях динамичного боя использовать для толчка проще, чем для удара. Толчок может быть выполнен только в плечо или в корпус, так как, если дать возможность совершать толки, например упором в лицо, голову или шею, могут возникнуть опасности выполнения удара открытой ладонью в лицо и попадания пальцев в глаза соперника. Появляется риск травмирующего воздействия на горло и шейные позвонки соперника.
Толчок плечом в плечо или в корпус соперника может быть эффективен для того, чтобы сбить противника с ног, тем более, после результативной подготовки, как это обусловлено Правилами, тогда как, воздействие плечом на другие части тела может быть уже другим самостоятельным приёмом (например, на внутреннюю сторону бедра), либо коротким ударом в клинче.
Появление в Правилах толчка как отдельного приема с чётко определённой функцией позволяет учесть его при подготовке спортсменов и контролировать его в ходе соревнований.
Во-вторых, толчок в сторону «рубежа прорыва» или через «рубеж прорыва» идёт вразрез задаче, которая ставится перед дисциплиной, так сказать, нарушает идеологию Прорыва. Здесь на идеологии подробно останавливаться не стану, тем более что она описывалась мной в предыдущих статьях, которые, тем кто интересуется дисциплиной профбоя «Прорыв», настоятельно рекомендую прочесть.
И последний, но очень важный комментарий к п.п. 8.3. Правил, относительно того, что «... Каждый толчок выполняется после предварительного результативного приёма и только с целью завершить прорыв... ». Спортсмены и спортивные судьи должны иметь ввиду, что результативность приёма, предваряющего толчок, должна быть очевидной. Тело соперника должно отреагировать адекватным приёму образом - согнуться, приобрести кратковременную статичность (неподвижность) и т.д. Судьи должны научиться ясно видеть такие связки с различных точек обзора и безошибочно определять: был ли толчок выполнен с целью завершения прорыва или без таковой. Приём особенно может быть уместен в соревнованиях по формулам 2Х2. Но там же возникает повышенный риск выполнения его вне комбинации, значит, для тренеров это становится поводом специальной отработки со спортсменами комбинаций приёмов с использованием толчка возле «рубежа прорыва», когда нападающий действует против двух соперников - нападающего и защитника.
Выше приведены лишь часть доводов в пользу санкций за толчок не по Правилам, но, этого должно быть вполне достаточно для того, чтобы обосновать такое нововведение.
О новых (дополнительных) формулах проведения соревнований
Идея проведения соревнований по дисциплине «Прорыв» без партера зрела давно. Решение о внедрении дополнительных формул 1Х1 и 2Х2 без борьбы в положении лёжа, сидя или стоя на коленях можно назвать эволюционным.
Изначально, Правила соревнований по всем дисциплинам профбоя («Самозащита», «Свободный бой», «Прорыв» и «Рукопашное многоборье») базировались на представлении о профбое, как универсальном единоборстве, допускающем использование всех известных спортивных техник.
Профбой, вообще, призван изменить мир боевых искусств и спортивных единоборств к лучшему, а это лучшее — практическая ценность и высокие качества приобретаемых спортсменами навыков. Наш путь — внедрение нового. Лучшее доказательство тому — дисциплина «Прорыв». Поэтому, конечно, никак не хотелось улучшать, исключая что-то.
Аксиома: любое ограничение в Правилах по любому виду единоборств неизбежно ведёт к удалению из арсенала бойца навыков применения техник и, автоматически, навыков защиты от них. Хотя, в профбой давно внедрены различные версии Правил («А», «Б» и «Шлем»), а выделяющиеся друг на фоне друга, как использованием защитной экипировки, так и ограничениями на использование техник, версии балансируют между возрастами и личными предпочтениями участников соревнований, для профбоя настоящим лицом является версия «А» - минимум защитной экипировки, максимум разрешённых действий. Здесь для «Прорыва» ничего не поменялось. Партер и другие, ранее разрешённые техники, за исключением удержания (о чём говорилось выше), остались в Правилах соревнований.
Сторонников и мастеров партера, кажется, успокоил. Теперь честно. Нужно признать, безлимитное и безразмерное использование партера не сочетается с «Прорывом». Здесь его дозировка может быть исключительно «гомеопатической», которую должны регулировать сами спортсмены, поскольку, введение в Правила ограничения на время в партере по условиям «Прорыва», практически, не возможно. Такая смесь, как задержка спортсменов в партере и вмешательство судей в ход прорыва, неизбежно будет ломать «Прорыв» начисто. А у бойцов, привыкших вволю побороться лёжа, нужный уровень самоконтроля пока не воспитан. Искомое полезное свойство у состоявшихся бойцов появится с серьёзным соревновательным опытом в дисциплине, и, безусловно, вырастет вместе с поколением профбойцов, воспитанных в нашей «спирали подготовки» до уровня «Прорыва», у которых будут «в крови» лаконичность поединка и истинное понимание ценности времени в «Тактическом коридоре».
В постоянном поиске скорости «Прорыва», в желании, наконец, здесь и сейчас увидеть свойственную только ему каллиграфию боя родилось не простое решение — убрать партер. В результате, мы ничего не утратили. Теперь формул не две, а четыре: 1Х1 и 2Х2 с партером, 1Х1 и 2Х2 без партера. Так что, повода для паники нет совершенно. Зато, скоро мы увидим «Прорыв» в его дальнейшем развитии. Уверен, формулы, где борьба в партере исключена, станут главной его визитной карточкой и, во многом, ориентиром для тех, кто предпочтёт «полные версии». Чаще будет выполняться «чистый прорыв». «Прорыв» станет «лучше виден» и более понятен.
В заключение
Всё, о чём сказано выше, основано на представлении о том, каким «Прорыву» надлежит стать в самом ближайшем будущем, каким хочется его видеть. Это — часть нашего пути, пределов которому нет, как нет пределов совершенству.
Пора подводить черту. Пусть ей станет моё обещание в ближайшее время написать статью с некоторыми рекомендациями по психологической и технической переподготовке единоборцев.
Обращаю также внимание на то, что в заявку на изобретение 2020140914, 11.12.2020 (Приоритет PCT: RU) «Спортивно-тренировочный комплекс для подготовки единоборцев к рукопашному бою профессионального назначения «Тактический коридор» … и способ его использования (варианты)» включено спортивное оружие: нож, автомат и пистолет для «Тактического коридора». Это значит, что вскоре появятся версии Правил соревнований по «Прорыву» с оружием, новая соревновательная практика и масса материала для обсуждения.
© Эпштейн М.М., президент Федерации Профбоя России, вице-президент Федерации боевого самбо России, эксперт в области рукопашного боя профессионального назначения, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
Авторские права защищены российским и международным законодательством.