А.А. Малый, М.М. Эпштейн. Аккредитация спортивных федераций Министерством спорта России – недобросовестная госзакупка!

Основные действия

Опубликовано на старой версии сайта 15.02.2016.

Малый Алексей Алексеевич 
Президент Федерации боевого самбо России, Президент Всемирной федерации боевого самбо,
Сопредседатель Московского областного отделения Общероссийского движения "ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ",
доктор экономических наук, академик.
 

Уверен, безопасность и обороноспособность России напрямую зависят от воспитания патриотизма и личной ответственности за защиту своей Родины, допризывной физической подготовки наших детей. От того, какими мы вырастим наших граждан и наших солдат, как мы сумеем воспитать истинных патриотов и защитников Отечества, зависят безопасность наших граждан и жизнеспособность нашего государства, его конкурентоспособность на международной арене.

Борьба и кулачные бои (сегодня - боевое самбо), городки, лапта, перетягивание каната и др. предназначались нашими предками для подготовки к военной и правоохранительной деятельности детей и юношей. Именно эти уличные детские и юношеские игры в недалёком прошлом решали вопросы воспитания воли, силы, смелости, выносливости, ловкости, точного расчёта и слаженных командных действий на поле боя. Воспитанные дедами, отцами и великими русскими полководцами российские солдаты за 1000 лет завоевали для своего государства самую большую территорию в мире и тем самым доказали несомненное превосходство российской школы искусства поединка, суворовской науки побеждать.

Принимая во внимание, что совсем недавно в ходе встречи с "Клубом лидеров" 03.02.2016 патриотизм был назван Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным национальной идеей России, важным аспектом в деле воспитания патриотизма становятся победы наших спортсменов в международных состязаниях и по "не боевым" видам спорта: кёрлингу, танцевальному спорту, фигурному катанию, художественной гимнастике и др.

Активисты и тренеры Федерации боевого самбо России, патриоты нашей Великой Родины считают действия людей, наделённых государственной властью и полномочиями (чиновников), укрепляющие обороноспособность нашей Родины, полезными, а действия, не способствующие укреплению обороноспособности нашей Великой Родины – вредными для нашего государства и нашего многонационального народа.

Многолетнее влияние на развитие российских видов спорта иностранными государствами через так называемых "агентов влияния" – опасная для России игра иностранных государств и ряда безответственных российских бизнесменов.

Аккредитация спортивных федераций Министерством спорта Российской Федерации по видам спорта предполагает выделение бюджетных средств, т.е. является одним из способов распределения бюджета и по своей сути является государственной закупкой.

Несомненно, эта процедура должна быть максимально открытой и проводиться на конкурсной основе среди спортивных федераций и иных физкультурно-спортивных организаций, ассоциаций, развивающих соответствующий вид спорта не менее 4-х лет и проводящих общероссийские и международные спортивные соревнования по заявленному виду спорта не менее 3-х лет, а также полноценные соревнования по соответствующим спортивным дисциплинам в отчетный период с надлежащим уровнем организации их подготовки и проведения. Но за более чем десятилетний период с момента введения регулятором этой самой государственной аккредитации внутренние правовые аспекты Минспорта остаются крайне непрозрачными и требуют существенной доработки законодателем.

В вопросах аккредитации, Минспорту необходимо дистанцироваться от порочной практики личностных оценок, личных, дружеских и деловых связей на уровне руководства Министерства, т.к. это прямая коррупционная составляющая его работы.

Министру спорта Российской Федерации Виталию Леонтьевичу Мутко необходимо разработать прозрачную процедуру проведения конкурсов на право государственной аккредитации спортивных организаций и распределению бюджетных средств. При принятии ответственных решений, прежде всего, необходимо учитывать реальную роль и вклад претендующих на государственную аккредитацию организаций в развитие видов спорта и дисциплин. Известно, что большинство аккредитованных Федераций получили этот статус автоматически, по наследству в результате правоприемничества, а не на конкурсной основе с учетом заслуг, достижений и показателей в развиваемом ими виде спорта и заботе о здоровье нации. Необходимо законодательно отрегулировать вопросы взаимоотношений общественных организаций, не выигравших объявленный Минспортом конкурс, с победителями конкурсов и Минспортом.

Вместо этого, мы видим нелепые попытки регулирования общественных отношений нормативными предписаниями, как например, описанная ниже законодательная инициатива Минспорта, запрещающая проводить детские соревнования, которые по непонятным критериям могут нести опасность для здоровья, при том, что гипотетическую опасность может нести любая двигательная активность в любом виде спорта. Опыт наших дедов и отцов показывает, что в тепличных условиях подготовить и воспитать защитников Отечества невозможно!

Очевидно, что сегодняшние подходы к аккредитации спортивных федераций Министерством спорта России – недобросовестная госзакупка! Возможно, на это обстоятельство обратят внимание активисты известного проекта Общероссийского народного фронта!

Эти и другие мысли навеяла мне статья Михаила Марковича Эпштейна "Спорт или не спорт, вот в чём вопрос", написанная им совсем недавно по материалам работы группы экспертов над одним нашумевшим законопроектом (привожу её полный текст ниже).
 

Спорт или не спорт, вот в чём вопрос.

Рассчитываю на конструктивную реакцию тех, от кого зависит будущее российского спорта и физической культуры народов, населяющих нашу необъятную Родину. Также, ставлю перед собой цель проинформировать всех читателей о существующей проблематике, таким образом, найти союзников. Знаю наверняка, что моих единомышленников не просто много, а подавляющее большинство.

Ситуация в области развития физкультуры и спорта в стране очень сложная, если не сказать – критическая.

Многим такая оценка может показаться неожиданной. А как же явные достижения российского спорта? Бесспорно, они есть, и мы можем ими гордиться по праву.

Вопрос в том, что происходит с нами. Смотрим ли мы на героев-спортсменов как на ориентир в пути совершенствования нашего тела и духа, или мы - гиподинамичные телезрители, болельщики, в прямом смысле слова? Пока это - исключительно вопрос нашего собственного, осознанного выбора, что совершенно естественно. Хотя уже завтра может случиться так, что решать лежать нам на диване или идти в чемпионы, будем не мы. Конечно, до такой перспективы нужно еще дойти, но именно к такому «финишу» мы движемся.

И так, «На старт!».

Сила и жизнестойкость многонационального российского народа, носителя величайшей культуры, во многом основаны на традициях физического и, связанного с ним, духовно-нравственного воспитания.

Понимая это, нужно признать и то, что развитие физической культуры – процесс исторический, естественный, связанный со средой и условиями обитания человека, его специфическими трудовыми навыками, культурным обменом между народами, любовью к двигательной активности и к спорту, прививаемой детям от родителей, поэтому не может являться чьей-то монополией. Инициатива физической активности и физического воспитания принадлежит людям, исходит «снизу».

При том, что я, ни в коем случае, не призываю к умалению роли государства, его органов и учреждений в сфере контроля над развитием физкультуры, уверен, вмешательство в естественные процессы, происходящие в принципе только благодаря энтузиастам, должно быть очень аккуратным, осторожным, с основной целью помочь и способствовать.

Контролировать деятельность субъектов в области физической культуры, особенно, когда речь идет об образовательных учреждениях, местах проведения массовых мероприятиях, безусловно, необходимо.

Если говорить о спорте как о уже значительно более сложной сфере деятельности, связанной с организацией регулярных соревнований, подготовкой спортсменов, тренерского, судейского состава на основе соответствующих методик, разработкой и совершенствованием правил спортивных соревнований, средой занятий, используемым спортивным инвентарем и оборудованием, такой контроль тем более необходим. Но, в целом, физкультура и спорт – саморегулируемые сферы деятельности.

Сейчас на территории России развиваются множество видов спорта, среди которых и те, что зародились и сформировались на ее территории, и те, что заимствовались по всему миру. Судя по всему, по логике, которую диктует сама жизнь, процесс этот бесконечный и приводится в движение человеческим стремлением к познанию собственных возможностей, к самосовершенствованию, постижению нового.

Человеку свойственно чем-то увлекаться, в этом увлечении ставить цели, собирать вокруг единомышленников. Люди самоорганизовываются по собственной инициативе, создают виды спорта, формализуют их, создавая и совершенствуя правила, создавая общественные организации – федерации, союзы, ассоциации, призванные развивать виды спорта и защищать интересы своих членов. Виды спорта в совокупности, образуют спорт, который государством воспринимается как самодостаточная отрасль, нуждающаяся в государственном регулировании. Регулятором выступает Министерство спорта Российской Федерации, которое свою деятельность осуществляет в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот документ, в свою очередь, гласит, что одним из принципов, на которых основывается законодательство о физической культуре и спорте является «сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта». Вот это «сочетание» как раз очень и очень на данный момент разбалансировано. Возникший дисбаланс приводит в движение разрушительные процессы и в отрасли и за ее пределами.

Для того, чтобы расставить «пограничные столбы», обозначая территорию, регулятор, в соответствии с законом, принял на себя функцию признания видов спорта. Это означает на практике совершенно странную вещь, когда есть виды спорта официально признанные в РФ и не признанные в РФ виды спорта. Правда, если они не признаны в РФ, их нельзя называть видами спорта, хотя их все равно так все называют, в том числе регулятор. А какая разница, если в законе заложен такой спутанный клубок противоречий, что в соответствии с ним никакого порядка и так нет?

Взяв на себя функцию наделения качествами «зерен» и «плевел» различных субъектов, по сути, занимающихся развитием различных видов спорта, сегодня регулятор исключительно собственной волей наделяет организации правом развивать «вид спорта» или развивать «не вид спорта». Понятно, что последнее правом уже не назовешь.

Как выглядит это на практике?

Мир боевых искусств многообразен и велик. Миллионы наших сограждан занимаются боевыми искусствами и спортивными единоборствами. Между последними существует разница, хотя частенько эти термины путают и смешивают. В контексте данной статьи важнее то, что одни из них - спорт, а иные - физкультура. Вот если вы в Корее назовете физкультурой боевое искусство «хапкидо», вас не поймут так же, как не поймут в Японии, если вы там назовете спортом боевое искусство «айкидо». В России айкидо – официально признанный вид спорта, по нему аккредитована общероссийская физкультурно-спортивная организация, а вот хапкидо (корейский рукопашный бой) – физкультура, потому что – не вид спорта. Пока это так – заниматься хапкидо у нас в стране будут только настоящие фанаты, поскольку не светят им никакие блага от государства, назначенные на поддержку физкультуры и спорта. А этих благ не мало – материально-техническая поддержка, спортивные звания, пенсии и государственные награды спортсменам и тренерам, другие приятные мелочи! Лишь бы не мешали, скажите? Согласен. И многие согласятся.

Тогда еще пример.

Недавно Министерство спорта РФ выступило с законодательной инициативой и разработало Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с документом можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов: http://regulation.gov.ru/projects#npa=39339). Проект предусматривает введение штрафов за организацию и (или) проведение соревнований по видам спота, которые не признаны в установленном порядке в РФ, если в таких мероприятиях участвуют лица, «возраст которых допускает возникновение опасности для их жизни и здоровья». Помимо этого, предложено ввести ответственность за использование наименований «чемпионат Российской Федерации», «кубок Российской Федерации», «первенство Российской Федерации» и подобных словосочетаний, если такие названия были использованы без санкции уполномоченного ведомства. Также предполагается налагать штрафы за организацию и проведение национальных первенств по непризнанным видам спорта.

Законопроект, в случае его принятия, вступит в силу через три месяца после официального опубликования - 1 июля 2016 года.

Такая законодательная инициатива возмутила многих. Стоит сказать, что на вышеуказанном портале против законопроекта проголосовало 97,5% участников публичного обсуждения проекта. Пришлось срочно инициировать заседание экспертов в Экспертном совете при Правительстве РФ с целью обсуждения и подготовки заключения по законопроекту, которое состоялось 06.10.2015 года.

В обсуждении и подготовке заключения по законопроекту приняли участие: Арустамов Вадим Артемович (президент Межрегиональной Общественной Организации "Мы-Дети России"), Хаустов Алексей Николаевич (президент Московской областной физкультурно-спортивной общественной организации «Союз боевого спорта»), Степаненко Иван Леонидович (советник президента Центра подготовки силовых структур по правовым вопросам), Мастюгин Сергей Юрьевич (генеральный директор Инвестиционно-финансового центра "Эксперт РП", Вице-президент Региональной общественной организации «Федерация каратэ домабуни сито-рю», мастер спорта по каратэ, судья национальной категории), Малый Алексей Алексеевич (президент Общероссийской общественной организации «Федерация боевого самбо России», доктор экономических наук), Дмитриева Марина Георгиевна (эксперт регионального отделения ОНФ в Московской области), Волостных Валерий Валентинович (профессор кафедры физической культуры и спорта НИУ «МЭИ», директор ЦПП «ЦБС им. А.А. Харлампиева», кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер РФ, мастер спорта СССР по самбо и дзюдо, мастер спорта РСФСР по национальной борьбе), Аверченко Владимир Александрович (Ректор Института Проблем Саморегулирования), Эпштейн Михаил Маркович (президент Общероссийской общественной организации «Федерация профессионального рукопашного боя», Член Экспертного совета при Правительстве РФ) и многие другие.

Что же именно так возмутило общественность? Каково было заключение экспертного сообщества на законопроект?

Ниже привожу выдержку из первоначального «не причесанного» варианта заключения, выразившего единодушное мнение экспертов (позже, более мягкая версия заключения, но с теми же выводами, была направлена в Правительство РФ, а также в Минспорта РФ – министру В.Л. Мутко).

«… Само появление Законопроекта, по мнению Экспертного совета, явилось следствием стремления регулятора - Минспорта РФ, распространить правовые, организационные и экономические правила в области физической культуры и спорта, установленные ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", на любую деятельность, имеющую признаки  физкультуры и спорта, в том числе на самодеятельную активность граждан.

… Однако, очевидно, что поскольку не любая инициатива граждан в сфере организации досуга, проводимая в состязательной форме (например, различные «веселые старты», спортивные конкурсы на народных праздниках), признается Минспортом РФ в качестве отдельного вида спорта или дисциплины вида спорта, это означает, что данное не является частью отрасли, соответственно, для министерства не является предметом регулирования.

Между тем, исследуемая законодательная инициатива, может расцениваться как попытка узаконивания вмешательства Минспорта в деятельность многих общественных объединений, как раз, не являющихся частью отрасли, поскольку большая часть (около 80%) общественных объединений (ассоциаций, федераций) развивают виды спорта, официально не признанные в Российской Федерации и не аккредитованы по виду спорта. Большинство таких физкультурно-спортивных организаций официально зарегистрированы Минюстом РФ в качестве общественных объединений, имеющих общероссийский статус, добросовестно осуществляют свою деятельность. Кроме того, отсутствие аккредитации по виду спорта означает, что деятельность таких организаций построена на условиях полного самофинансирования, а законно получаемые средства, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях», расходуются ими на уставные цели.

… Требование регулятора навести порядок в части применения п.13 ст. 20 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", устанавливающего, что статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования – на сегодняшний день законодательно обосновано. Хотя данная норма не выглядит справедливой в отношении федераций, союзов и ассоциаций, созданных в качестве общероссийских общественных организаций, действующих на территории более половины субъектов РФ, и зачастую, имеющих сотни тысяч членов.

В качестве примера, можно привести Федерацию боевого самбо России, объединяющую в своих рядах около миллиона спортсменов и тренеров, проводящую ежегодно на территории России сотни соревнований различного уровня, но не имеющую гос. аккредитации, т.к. ее проведение не предусмотрено для спортивных дисциплин, а введение мер административной ответственности ставит федерацию в неравное положение с федерациями численно значительно меньшими, но получившими аккредитацию.

... Таким образом, говоря о той части Законопроекта, которая предусматривает введение санкций за «Незаконное использование наименования «чемпионат Российской Федерации», «кубок Российской Федерации», «первенство Российской Федерации», а также образованных на их основе словосочетаний»… эксперты сходятся во мнении, что введение безадресной репрессивной нормы – не целесообразно.

Наибольшую озабоченность экспертного сообщества вызывает попытка регулятора … привлекать к административной ответственности граждан и юридические лица за организацию физкультурных мероприятий и (или) соревнований по не признанным в Российской Федерации в установленном порядке видам спорта, спортивным дисциплинам.

… Эксперты сошлись во мнении, что … законодательная инициатива может быть мотивирована целью принуждения граждан и организаций к вступлению в объединения, подконтрольные Минспорту и узкому кругу заинтересованных, аккредитованных по видам спорта, организаций, может иметь «заказной» характер, и в этом случае противоречит ст. 30 Конституции Российской Федерации.

… Озабоченность Минспорта, вызванная отсутствием полного контроля над всей сферой деятельности в области развития физкультуры и спорта в РФ, в общем, понятна. Однако экспертное сообщество настораживает безадресность претензий, которые воспринимаются, как попытка введения репрессий.

Без подвижничества энтузиастов немыслимо развитие массового физкультурного движения, не появились бы … в Российской Федерации многие популярные ныне виды спорта - художественная гимнастика, например, или восточные виды (каратэ, тхэквондо, ушу). Без энтузиастов и впредь не появится новых видов спорта.

Между тем, на пути развития многих самобытных видов спорта, в т.ч. национальных, на данный момент, существуют бесчисленные препятствия. Принятие исследуемого законопроекта приведет к удушению массового физкультурно-спортивного движения, всякой инициативы энтузиастов, поставит непреодолимые препятствия на пути развития новых видов спорта, которые не успели получить государственное признание на территории РФ. Такие оценки приводят к выводам о том, что поставленные регулятором задачи должны иметь иные пути решения, которые, скорее, лежат в области либерализации законов, увеличения прозрачности в деятельности Минспорта и поощрения инициативы снизу.

В этой связи необходимо опереться на мнение экспертного сообщества, до сих пор крайне слабо учитываемое в данной сфере.

… Предложенные в законопроекте меры по фактическому запрету на проведение соревнований по официально не признанным в РФ видам спорта и спортивным дисциплинам, не аккредитованными по виду спорта и спортивным дисциплинам организациями, устанавливают непреодолимый барьер на пути появления новых видов спорта и спортивных дисциплин.

В соответствии с п. «е», ст. 18 и п. «в» ст. 19 Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский  реестр видов спорта и порядка его ведения, утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 02.09.2013 г. за № 702, «К заявлению о признании вида спорта прилагаются … копии протоколов соревнований по заявляемому виду спорта, проведенных в течение года до момента подачи заявления о признании вида спорта», к заявлению о признании спортивной дисциплины необходимо приложить документы, содержащие сведения о количестве занимающихся в Российской Федерации и количестве проведенных в Российской Федерации соревнований.

То есть, процедура признания видов спорта и спортивных дисциплин и включения их в ВРВС основывается на данных о его фактическом развитии в Российской Федерации. Если не будет законной возможности развивать на территории РФ вид спорта, спортивную дисциплину, то они и не будут признаны, а организации не будут аккредитованы. Здравый смысл подсказывает, что либо регулятор ошибся, либо Минспорт решил «подвести черту» под ВРВС и призвал общество смириться с тем, что перечень видов спорта и спортивных дисциплин на сегодня является исчерпывающим. Поскольку под «каток репрессий» планируется отправить не аккредитованные организации, то перечень аккредитованных организаций будет впредь незыблем.

Применение предлагаемых запретительных мер приведет к закрытию тысяч спортивных секций, клубов и школ по всей стране, поскольку большинство видов спорта являются соревновательными, и без проведения спортивных соревнований не имеют смысла. В результате сотни тысяч российских детей будут вынуждены оставить спорт, уйти «на улицу» или в виртуальный мир. Последствия введения такого законопроекта очень опасны, особенно тем, что эта опасность имеет латентный характер. …

… Данная норма поставит в неравное положение физкультурно-спортивные организации, особенно вновь создаваемые, т.к. большинство аккредитованных Федераций изначально получили свой статус автоматом, по наследству в результате правопреемства, а не на конкурсной основе с учетом заслуг, достижений и показателей  в развитии вида спорта и спорта в целом.

Более того, размытые формулировки, использованные в тексте законопроекта, допускают максимально широкое и вольное толкование, способное поставить в положение «вне закона» проведение любых видов самодеятельных физкультурно-массовых мероприятий, хоть то – прыжки в мешках на веселых стартах, народные забавы в виде лазанья по столбам на масленицу или бои на подушках на сабантуе. Даже если законотворец не имел ничего подобного ввиду, то применение закона «на местах» обязательно превзойдет его первоначальный замысел.

… В этой связи уместно процитировать письмо Смирнова Михаила Николаевича - председателя регионального отделения Федерации боевого самбо России в Санкт-Петербурге, тренера высшей категории по боевому самбо: «Интересно, а как быть с национальными видами борьбы, которые не входят в реестр видов спорта? Запрещать народам заниматься их национальной культурой? И это в России, многонациональной стране? Это приведёт к росту национальной напряжённости и недовольства. Нужно ли это Президенту, особенно в настоящее непростое время? …».

… Отсутствие честного обоснования необходимости предлагаемого регулирования, устойчивое впечатление о фальсификации мониторинга и «заказном» характере законопроекта, вкупе с убежденностью экспертов в крайне негативном эффекте от мер, предусмотренных законопроектом - не позволяют говорить о выгодах с точки зрения интересов государства и общества.

… Законопроект не согласуется с интересами многих общественных объединений (организаций), добросовестно осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, допускает дискриминацию в части нарушения норм, установленных   ст. 15 ФЗ "Об общественных объединениях", определяющих принципы равенства общественных объединений перед законом, самоуправления, свободы в определении внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Законопроект является покушением на вмешательство органа гос. власти в деятельность общественных объединений, в нарушение ст. 17 ФЗ "Об общественных объединениях", при этом, аргументация, которой оперирует регулятор, надуманная и не является основанной на фактах и достоверных статистических данных.

Вывод:

Законопроект не может быть поддержан экспертами, как не отвечающий задачам развития физкультуры и спорта. Установление репрессивного режима в отношении организаций, ведущих активную работу в данной сфере, не достигнет заявленных целей, но однозначно создаст условия для удушения массового физкультурно-спортивного движения и почву для коррупции в этой области деятельности. Такой режим способен остановить развитие самодеятельных традиций, установит непреодолимые барьеры на пути признания новых видов спорта, спортивных дисциплин и аккредитации по ним организаций.

Законодательная инициатива регулятора вместо установления порядка и режима наибольшего благоприятствования в отрасли, на деле, уже только фактом явления обостряет существующие противоречия и конфронтацию среди физкультурно-спортивных организаций, по своему характеру далекую от здоровой конкуренции и честной работы. Создает, как уже было сказано, питательную среду для коррупции в области физической культуры и спорта. 

Тем не менее, добросовестно работающие организации, выступают за создание единого пространства, на котором действуют нормальные, понятные, прозрачные правила, создающие для всех равно-благоприятные условия для сосуществования и развития. Если Минспорта РФ, наконец, займет конструктивную позицию и начнет диалог с экспертным сообществом, представляющим широкую спортивную общественность, весь спектр проблем будет решаться эффективно и быстро. Только таким подходом можно руководствоваться, если забота о благополучии миллионов сограждан не является фальшивой.

Принято 20 октября 2015 года.».

Я с чистой совестью процитировал значительную часть текста начальной версии заключения, поскольку являлся его соавтором и составителем.

Примечательно то, что мы, неожиданно для себя, получили поддержку Минэкономразвития России, давшего свое отрицательное Заключение об оценке регулирующего воздействия на законопроект Минспорта РФ (с документом можно ознакомиться по адресу: http://regulation.gov.ru/Projects#npa=39339).

Указав Минспорту, в общем и целом, на «необоснованность претензий» Минэкономразвития России обратил внимание на следующее:

 «… развитие физической активности подростков посредством различных спортивных мероприятий в подростковом возрасте имеет важную физиологическую значимость для самого подростка, а также социальную в целом.

Обращаем внимание на ряд рисков, связанных с реализацией проекта акта.

… Проектом акта предлагается установить запрет на «проведение физкультурных мероприятий или спортивных соревнований по не признанным в Российской Федерации в установленном порядке видам спорта, спортивным дисциплинам, участие в которых допускает возникновение опасности для жизни и здоровья, среди (или) с участием несовершеннолетних».

Обращаем внимание на неясность формулировки «допускает возникновение опасности для жизни и здоровья».

Остается неясным, кем будет оцениваться опасность того или иного вида спорта, по каким критериям. Представляется, что проектируемое требование допускает широкое толкование, недопустимое при формировании запретительных норм и установлении административной ответственности за их нарушение.

… Перечень действий (элементов вида спорта), спортивного инвентаря и оборудования, использование и (или) применение которых допускает возникновение опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних, согласно проектируемым нормам, будет утвержден Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее соответственно – Договор, Союз) от 29 мая 2014 г. установлено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.

Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень.

При этом государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

Учитывая изложенное, предложение об утверждении Правительством Российской Федерации отдельного перечня спортивного инвентаря и оборудования противоречит положениям Договора.

Вместе с этим, полагаем целесообразным разработчику представить пояснения в отношении того, какие «действия (элементы вида спорта)», «спортивный инвентарь» и «оборудование «допускают возникновение опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних».

Считаем необходимым при этом предоставить информацию о способах отнесения указанных объектов к «допускающим опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних».

Не ясно, кем может быть оценена возможность возникновения опасности для жизни и здоровья, на основании каких критериев.

Кроме того, обращаем внимание, что разработчиком не представлены конкретные проблемы, наличие которых привело к необходимости введения проектируемых запретов.

… Обращаем внимание, что при отсутствии четкого понимания вводимых проектом актом понятий, критериев их определения, способов и механизмов контроля за проектируемым запретом возможен риск возникновения необоснованного взимания штрафов и, как следствие, закрытие детских и юношеских спортивных школ и секций добросовестно осуществляющих свою деятельность.

… На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.».

Такая поддержка, безусловно, воодушевляет.

Прискорбно только, что подобного рода попытки посягательств, как выше разбираемый проект законодательного акта, могут еще не раз повториться.

Конечно, принимая действующий ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», законодатель не планировал, просто не предвидел, хотя должен был, того, что из его отдельных элементов, положений, понятий, терминов может быть сконструирована и заложена под российскую физкультуру и спорт самая настоящая мина.

Так спорт или не спорт?

Лично я верю в дальновидность и волю руководства Государства Российского. О роли физической культуры и спорта в стране говорится серьезно и достаточно для того, чтобы начать позитивные в этой области перемены.

Необходимо, наконец, начать принимать в расчет объективное мнение экспертов практиков. Не нужно подгонять под ошибочные догмы и под чьи-то корпоративные интересы планы развития отрасли. Стоит начать мыслить созидательно и добиваться изменений к лучшему без «членовредительства».

Назрела, нравится это кому-то или не нравится, необходимость реформирования законодательства, регулирующего отношения в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. Общество требует обратить внимание на интересы большинства субъектов данной сферы деятельности, создать новые механизмы и отрегулировать действующие нормы, сделав их более справедливыми и жизнеспособными, поощряющими развитие отрасли. Только так можно стимулировать вклад отрасли и всей совокупности слагаемых физической культуры народов, населяющих Россию, в рост национального человеческого капитала, при низком уровне и качестве которого падает конкурентоспособность государства.

Михаил Эпштейн

Президент Общероссийской общественной организации "Федерация профессионального рукопашного боя", Вице-президент Общероссийской общественной организации "Федерация боевого самбо России", Член Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации


Ссылка на источник: http://viperson.ru/articles/akkreditatsiya-sportivnyh-federatsiy-ministerstvom-sporta-rossii-nedobrosovestnaya-goszakupk

Мы готовы помочь

Связаться с Федерацией

Следить за корпоративными новостями